Приватизация служебного жилья
1402Содержание
Служебное жилье и право приватизации
Жилье служебного типа относится к специализированному фонду, принадлежащему государству или муниципалитету. Такие помещения предоставляются лицам, которые являются работниками государственных органов, предприятий или учреждений. Данные организации являются собственниками данного жилья.
Право пользоваться помещениями появляется у работников на основании специального договора. Срок его действия соответствует длительности трудовых отношений с государственным органом или иным учреждением.
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Жилищный Кодекс указывает, что служебные помещения не могут перейти в личную собственность граждан. Приватизация служебного жилья возможна только по решению его собственника. Правом на данную процедуру обладают определенные категории бюджетников, которые не имеют собственного жилья и нуждаются в улучшении условий проживания.
Определение служебного жилья содержится в ст.93 Жилищного Кодекса. Порядок выдачи служебных помещений устанавливают нормативные документы различных государственных ведомств (приказ Минфина№64н от 28.06.2013, приказ МВД №490 от 06.05.2012 и др.). Общие положения касательно приватизации регламентированы в законе №1541-1 от 04.07.1991.
Закон о приватизации служебного жилья 2017 года устанавливает срок проведения процедуры бессрочно. В Правительстве ранее был установлен момент окончания 1 марта 2017 года.
Правила приватизации бюджетниками
Правом на приватизацию обладают следующие граждане, занятые в бюджетной сфере:
- медперсонал;
- преподаватели;
- научные сотрудники;
- сотрудники учреждений культуры, соцзащиты, спортивных организаций;
- депутаты и чиновники;
- работники таможни, судебных и налоговых органов, лесных хозяйств;
- спасатели, пожарники и работники других федеральных служб.
Для получения помещений в собственность бюджетникам требуется выполнение следующих условий:
- период проживания в рассматриваемой квартире более 10 лет;
- добросовестное выполнение трудовых обязанностей, отсутствие дисциплинарных и материальных взысканий.
Порядок приватизации служебного жилья включает несколько этапов:
- Обращение в администрацию по месту работы.
Первым этапом является написание заявления в организацию, где гражданин ведет трудовую деятельность. Рассмотрение заявления занимает определенный срок, который не может превышать 2-х месяцев.
Результатом здесь является решение организации о предоставлении жилья. При положительном решении можно переходить к следующему этапу. Если в прошении отказано, то процедура прекращается. Администрация может отказать заявителю без каких-либо правовых последствий.
- Жилье передается со стороны государственных организаций в муниципальную собственность.
Смена собственника жилых помещений может состояться по причине ликвидации предприятия или ведомства, изменения его структуры, невозможностью оплачивать затраты на его содержание. Тогда квартира не считается служебной и может быть приватизирована.
- Отправка заявления и документов в муниципальный орган власти.
Когда состоится процедура перехода жилья новому собственнику, гражданин имеет права обратиться в муниципалитет для ее дальнейшей приватизации.
Приватизация муниципального служебного жилья требует наличия следующих документов:
- подтверждение личности;
- заявление, оформленное на специальном бланке. Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления на приватизацию];
- техпаспорт на квартиру;
- кадастровый паспорт;
- договор соцнайма или ордер, разрешающий вселение;
- выписка из домовой книги;
- справка, подтверждающая, что заявитель ранее не принимал участия в приватизации;
- документ об отсутствии долгов за ЖКУ.
- Рассмотрение заявки муниципалитетом.
При отсутствии препятствий к проведению процедуры ответственный орган выносит решение о приватизации служебного жилья.
- Заключение соглашения о соцнайме с местной администрацией.
- Регистрация права собственности в Росреестре.
Для проведения регистрации нужно обратиться в местное отделение Росреестра или МФЦ. Документы можно направить почтой или в цифровом формате. Предварительно уплачивается госпошлина в размере 2 тысяч руб.
В ответственный орган нужно предоставить заявление, подтверждение личности, документы на квартиру и основания, согласно которым произошло изменение собственника.
Сроки перехода прав собственности зависят от времени, необходимого ответственным органам на рассмотрение заявки. В Росреестре регистрация занимает до 10 дней.
Приватизация жилья военнослужащими
Граждане, находящиеся на военной службе, также имеют право приватизировать служебное жилье. В таком случае его собственником выступает Министерство обороны. Для проведения процедуры требуется согласие данного ведомства.
Приватизации подлежит любое жилье, принадлежащее военным структурам, за исключением:
- находящегося в аварийном состоянии;
- расположенного в общежитии;
- входящего в жилой фонд закрытых военных городков.
Приватизация служебного жилья военнослужащим проходит согласно порядку:
-
Отправка рапорта о переходе жилья в муниципальную собственность.
Документ направляют командиру части с обязательным изложением требований и ссылок на законодательные акты. В течение 2 месяцев ответственное ведомство обязано дать ответ. При положительном исходе выполняют действия согласно следующему этапу.
- Переход жилья в муниципальную собственность.
-
Обращение в местную администрацию с заявлением о приватизации.
При этом нужно приложить аналогичные документы, как и в случае обращения со стороны бюджетников. Дополнительно со стороны военнослужащего потребуется выписка с указанием послужного списка.
- Рассмотрение заявки со стороны муниципалитета и вынесение решения.
- Подписание договора соцнайма.
Соглашение о соцнайме подписывается с гражданами, получившими служебное жилье, если подтверждается необходимость улучшить условия проживания.
- Проведение приватизации в общеустановленном порядке.
- Регистрация прав собственности.
Переход прав собственности занимает несколько месяцев в зависимости от времени рассмотрения заявки.
Приватизация в суде
При нарушении прав граждан приватизация может быть проведена через суд. Обращение в судебный орган необходимо в следующих случаях:
- длительное время отсутствует решение муниципалитета;
- нарушения в оформлении жилья в качестве служебного.
Судебная практика показывает, что при подтверждении данных нарушений суд принимает сторону заявителя и выносит решение о приватизации.
Решение вопроса через суд проходит в следующем порядке:
- Составляется исковое заявление с указанием, какие права гражданина были нарушены.
- Собираются документы, подтверждающие права истца на приватизацию. Дополнительно можно предоставить ходатайство от профкома и другие документы.
- Оплата госпошлины.
- Заявление и документы направляют в районный судебный орган по месту расположения квартиры.
- Прием заявления и назначение заседания.
- Рассмотрение дела и вынесение решения.
Пример по приватизации служебного жилья
Александров Семен Владимирович имеет стаж работы, равный 25 лет, в Аварийной службе г.Москвы. В 2016 году гражданин был уволен по причине реорганизации ведомства и сокращения персонала. Александров С.В. обратился в администрацию данной организации с заявлением о заключении договора соцнайма. Основанием для подписания такого договора является постановление Правительства Москвы №711-ПП от 05.08.2008. В результате гражданин получил отказ по причине того, что заявитель проживает с женой в двухкомнатной квартире, что превышает установленные нормы площади.
Александров С.В. обратился в суд, который признал действия ответчика незаконными. Вселение в квартиры, площадь которых превышает норму площади на одного человека, не может считаться основанием для отказа в заключении договора соцнайма.
Заключение
- Служебное жилье полагается гражданам, работающим в различных государственных организациях.
- Законодательство запрещает проводить приватизацию служебных жилых помещений.
- При наличии разрешения от госоргана жилье поступает в собственность его работников.
- Сотрудники бюджетной сферы могут получить жилье, в котором проживают в течение 10 лет и более, если выполняют свои трудовые обязанности без нарушений.
- Для прохождения процедуры требуется выполнить определенные действий согласно установленному порядку.
- Обязательно собираются документы согласно представленному перечню.
- Военнослужащие могут приватизировать жилье после обращения с рапортом и вынесения решения военным ведомством.
- Служебное жилье передается в собственность муниципалитета, после чего предоставляется гражданам по договорам соцнайма.
- Приобретенное право собственности регистрируется в Росреестре.
- Если произошло нарушение прав граждан, то допускается решение вопроса через суд.
- Для обращения в судебные инстанции составляется исковое заявление и собирается доказательная база.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по приватизации служебного жилья
Вопрос: В каких случаях отказывают в приватизации жилья?
Ответ: На практике существуют различные причины, на основании которых заявителю отказывают в процедуре:
- проведение перепланировки, не согласованной с жилищными органами;
- отсутствие договора о пользовании жильем на основании соцнайма;
- использование ложных сведений или поддельных документов;
- повторная приватизация квартиры;
- смена места проживания или службы.
Образцы заявлений и бланков
Для приватизации служебного жилья потребуются следующие бланки:
Список законов
- ФЗ 1541-I
- Статья 93 ЖК РФ
- Приказ Минфина№64н от 28.06.2013
- Приказ МВД №490 от 06.05.2012
Вам будут полезны следующие статьи
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!