Жилищный Консультант

Приватизация служебного жилья

1402

Служебное жилье и право приватизации

Жилье служебного типа относится к специализированному фонду, принадлежащему государству или муниципалитету. Такие помещения предоставляются лицам, которые являются работниками государственных органов, предприятий или учреждений. Данные организации являются собственниками данного жилья.

Право пользоваться помещениями появляется у работников на основании специального договора. Срок его действия соответствует длительности трудовых отношений с государственным органом или иным учреждением.

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Жилищный Кодекс указывает, что служебные помещения не могут перейти в личную собственность граждан. Приватизация служебного жилья возможна только по решению его собственника. Правом на данную процедуру обладают определенные категории бюджетников, которые не имеют собственного жилья и нуждаются в улучшении условий проживания.

Определение служебного жилья содержится в ст.93 Жилищного Кодекса. Порядок выдачи служебных помещений устанавливают нормативные документы различных государственных ведомств (приказ Минфина№64н от 28.06.2013, приказ МВД №490 от 06.05.2012 и др.). Общие положения касательно приватизации регламентированы в законе №1541-1 от 04.07.1991.

Закон о приватизации служебного жилья 2017 года устанавливает срок проведения процедуры бессрочно. В Правительстве ранее был установлен момент окончания 1 марта 2017 года.

Правила приватизации бюджетниками

Правом на приватизацию обладают следующие граждане, занятые в бюджетной сфере:

  • медперсонал;
  • преподаватели;
  • научные сотрудники;
  • сотрудники учреждений культуры, соцзащиты, спортивных организаций;
  • депутаты и чиновники;
  • работники таможни, судебных и налоговых органов, лесных хозяйств;
  • спасатели, пожарники и работники других федеральных служб.

Для получения помещений в собственность бюджетникам требуется выполнение следующих условий:

  1. период проживания в рассматриваемой квартире более 10 лет;
  2. добросовестное выполнение трудовых обязанностей, отсутствие дисциплинарных и материальных взысканий.

Порядок приватизации служебного жилья включает несколько этапов:

  • Обращение в администрацию по месту работы.

Первым этапом является написание заявления в организацию, где гражданин ведет трудовую деятельность. Рассмотрение заявления занимает определенный срок, который не может превышать 2-х месяцев.

Результатом здесь является решение организации о предоставлении жилья. При положительном решении можно переходить к следующему этапу. Если в прошении отказано, то процедура прекращается. Администрация может отказать заявителю без каких-либо правовых последствий.

  • Жилье передается со стороны государственных организаций в муниципальную собственность.

Смена собственника жилых помещений может состояться по причине ликвидации предприятия или ведомства, изменения его структуры, невозможностью оплачивать затраты на его содержание. Тогда квартира не считается служебной и может быть приватизирована.

  • Отправка заявления и документов в муниципальный орган власти.

Когда состоится процедура перехода жилья новому собственнику, гражданин имеет права обратиться в муниципалитет для ее дальнейшей приватизации.

Приватизация муниципального служебного жилья требует наличия следующих документов:

  • подтверждение личности;
  • заявление, оформленное на специальном бланке. Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления на приватизацию];
  • техпаспорт на квартиру;
  • кадастровый паспорт;
  • договор соцнайма или ордер, разрешающий вселение;
  • выписка из домовой книги;
  • справка, подтверждающая, что заявитель ранее не принимал участия в приватизации;
  • документ об отсутствии долгов за ЖКУ.
  • Рассмотрение заявки муниципалитетом.

При отсутствии препятствий к проведению процедуры ответственный орган выносит решение о приватизации служебного жилья.

  • Заключение соглашения о соцнайме с местной администрацией.
  • Регистрация права собственности в Росреестре.

Для проведения регистрации нужно обратиться в местное отделение Росреестра или МФЦ. Документы можно направить почтой или в цифровом формате. Предварительно уплачивается госпошлина в размере 2 тысяч руб.

В ответственный орган нужно предоставить заявление, подтверждение личности, документы на квартиру и основания, согласно которым произошло изменение собственника.

Сроки перехода прав собственности зависят от времени, необходимого ответственным органам на рассмотрение заявки. В Росреестре регистрация занимает до 10 дней.

Приватизация жилья военнослужащими

Граждане, находящиеся на военной службе, также имеют право приватизировать служебное жилье. В таком случае его собственником выступает Министерство обороны. Для проведения процедуры требуется согласие данного ведомства.

Приватизации подлежит любое жилье, принадлежащее военным структурам, за исключением:

  • находящегося в аварийном состоянии;
  • расположенного в общежитии;
  • входящего в жилой фонд закрытых военных городков.

Приватизация служебного жилья военнослужащим проходит согласно порядку:

  1. Отправка рапорта о переходе жилья в муниципальную собственность.

    Документ направляют командиру части с обязательным изложением требований и ссылок на законодательные акты. В течение 2 месяцев ответственное ведомство обязано дать ответ. При положительном исходе выполняют действия согласно следующему этапу.

  2. Переход жилья в муниципальную собственность.
  3. Обращение в местную администрацию с заявлением о приватизации.

    При этом нужно приложить аналогичные документы, как и в случае обращения со стороны бюджетников. Дополнительно со стороны военнослужащего потребуется выписка с указанием послужного списка.

  4. Рассмотрение заявки со стороны муниципалитета и вынесение решения.
  5. Подписание договора соцнайма.

    Соглашение о соцнайме подписывается с гражданами, получившими служебное жилье, если подтверждается необходимость улучшить условия проживания.

  6. Проведение приватизации в общеустановленном порядке.
  7. Регистрация прав собственности.

    Переход прав собственности занимает несколько месяцев в зависимости от времени рассмотрения заявки.

Приватизация в суде

При нарушении прав граждан приватизация может быть проведена через суд. Обращение в судебный орган необходимо в следующих случаях:

  • длительное время отсутствует решение муниципалитета;
  • нарушения в оформлении жилья в качестве служебного.

Судебная практика показывает, что при подтверждении данных нарушений суд принимает сторону заявителя и выносит решение о приватизации.

Решение вопроса через суд проходит в следующем порядке:

  1. Составляется исковое заявление с указанием, какие права гражданина были нарушены.
  2. Собираются документы, подтверждающие права истца на приватизацию. Дополнительно можно предоставить ходатайство от профкома и другие документы.
  3. Оплата госпошлины.
  4. Заявление и документы направляют в районный судебный орган по месту расположения квартиры.
  5. Прием заявления и назначение заседания.
  6. Рассмотрение дела и вынесение решения.

Пример по приватизации служебного жилья

Александров Семен Владимирович имеет стаж работы, равный 25 лет, в Аварийной службе г.Москвы. В 2016 году гражданин был уволен по причине реорганизации ведомства и сокращения персонала. Александров С.В. обратился в администрацию данной организации с заявлением о заключении договора соцнайма. Основанием для подписания такого договора является постановление Правительства Москвы №711-ПП от 05.08.2008. В результате гражданин получил отказ по причине того, что заявитель проживает с женой в двухкомнатной квартире, что превышает установленные нормы площади.

Александров С.В. обратился в суд, который признал действия ответчика незаконными. Вселение в квартиры, площадь которых превышает норму площади на одного человека, не может считаться основанием для отказа в заключении договора соцнайма.

Заключение

  1. Служебное жилье полагается гражданам, работающим в различных государственных организациях.
  2. Законодательство запрещает проводить приватизацию служебных жилых помещений.
  3. При наличии разрешения от госоргана жилье поступает в собственность его работников.
  4. Сотрудники бюджетной сферы могут получить жилье, в котором проживают в течение 10 лет и более, если выполняют свои трудовые обязанности без нарушений.
  5. Для прохождения процедуры требуется выполнить определенные действий согласно установленному порядку.
  6. Обязательно собираются документы согласно представленному перечню.
  7. Военнослужащие могут приватизировать жилье после обращения с рапортом и вынесения решения военным ведомством.
  8. Служебное жилье передается в собственность муниципалитета, после чего предоставляется гражданам по договорам соцнайма.
  9. Приобретенное право собственности регистрируется в Росреестре.
  10. Если произошло нарушение прав граждан, то допускается решение вопроса через суд.
  11. Для обращения в судебные инстанции составляется исковое заявление и собирается доказательная база.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по приватизации служебного жилья

Вопрос: В каких случаях отказывают в приватизации жилья?

Ответ: На практике существуют различные причины, на основании которых заявителю отказывают в процедуре:

  • проведение перепланировки, не согласованной с жилищными органами;
  • отсутствие договора о пользовании жильем на основании соцнайма;
  • использование ложных сведений или поддельных документов;
  • повторная приватизация квартиры;
  • смена места проживания или службы.

Образцы заявлений и бланков

Для приватизации служебного жилья потребуются следующие бланки:

Список законов

  • ФЗ 1541-I
  • Статья 93 ЖК РФ
  • Приказ Минфина№64н от 28.06.2013
  • Приказ МВД №490 от 06.05.2012

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!