Закрыть

ЖКХ

320

Что такое ЖКХ?

Жилищно-коммунальное хозяйство или ЖКХ – это служба, которая функционирует в сфере обеспечения граждан энергоресурсами и различными услугами коммунального плана. В оплату услуг ЖКХ включаются следующие пункты:

Внимание акция! Получите бесплатную консультацию по телефону!

  • Москва и МО:

    +7 499 938 42 18

  • Санкт-Петербург и ЛО:

    +7 812 425 13 98

  • Вся Россия:

    +7 800 350 14 83

  • начисления за пользование жилплощадью (текущее содержание квартиры и капитальный ремонт);
  • коммунальные платежи, такие как оплата за газ, свет, воду, отопление, вывоз мусора и канализацию.

Для каждого отдельного вида блага или услуги ежемесячно оформляется квитанция с указание суммы, которую необходимо внести собственнику жилища, порядка (сроков и места) оплаты, а также лицевой счет, на который средства будут зачислены.

Размер платежа исчисляется на основании таких показателей, как тариф или стоимости единицы ресурса (тарифы ЖКХ на 2016 год установлены постановлением Правительства РФ) и объема блага, потребленного за месяц. Уровень пользования ресурсами может быть установлен в соответствии со средними показателями и нормативами потребления, установленными специальным постановлением индивидуально для каждого региона и путем снятия данных с приборов учета счетчиков. Расчет и предоставление гражданам документации для оплаты стоимости потребленных энергоресурсов является обязанностью компаний или индивидуальных предпринимателей, занимающихся деятельностью в данной сфере.

Таким образом, владелец жилища несет определенные расходы на ЖКХ, а именно, на содержание жилья, включая капитальные и текущий ремонт, и на оплату коммунальных услуг, которые были потреблены в течение месяца.

Порядок оплаты услуг ЖКХ

Оплата ЖКХ производится на основании предоставленной квитанции. Без данного документа гражданин не может совершить платеж, поскольку отсутствует начисление суммы и информация о реквизитах для зачисления. Предоставление такой квитанции является обязанностью компаний, занимающихся обслуживанием населения в данной сфере. Срок оплаты также указывается в квитанции и обычно составляет около 10 дней с момента получения документа.

Способов внесения платежа несколько. Основным является – посещение расчетно-кассового центра или банка с квитанцией, где сотрудник произведет оплату, и хозяин квартиры получит подтверждающий документ. Похожая процедура проводится в отделениях почтамта, где также разрешается вносить платежи за ЖКХ. Еще один способ – это осуществление платежа в кассе управляющей компании. Там можно не только оплатить начисления, но и разрешить спорную ситуацию, если таковая имеет место.

Еще один способ оплаты, который пользуется спросом – электронные платежи. Данный вариант подходит пользователям сети и заключается в оплате начислений ЖКХ при помощи электронных средств находящихся на банковских счетах. Данную процедуру можно произвести не выходя из дома.

В том случае, если гражданин будет отсутствовать в своем жилище более пяти дней подряд, он имеет полное право подать заявку на временное освобождение от оплаты коммунальных платежей.

Нарушения в ЖКХ со стороны управляющих компаний и ТСЖ

Очень часто обслуживающие компании допускают со своей стороны существенные нарушения. В список таковых можно включить:

  1. проведение собрания владельцев квартир дома, хотя это возможно лишь по инициативе собственников;
  2. обсуждение вопросов, которые не входят в компетенцию общедомового собрания, к примеру, нормативы потребления, перераспределение средств или тарификация;
  3. ошибки при определении площади дома, как общедомовой, так и отдельных помещений;
  4. неточности во время начисления платежей за коммунальные услуги и отсутствие перерасчетов;
  5. неправильность начисления пени;
  6. нарушения при исчислении платежей за капитальный ремонт.

Нарушение ЖКХ собственник жилища может выявить самостоятельно, руководствуясь полученными сведениями и имеющимися квитанциями на оплату.

Жалоба на ЖКХ

Если какие-то нарушения со стороны обслуживающей компании обнаружены, хозяин помещения имеет право обратиться с официальной жалобой к определенному органу. Жалобы на ЖКХ оформляются в письменном виде на имя руководителя контролирующего органа. В документе заявителем указывается информация о возможном правонарушении, и излагаются требования.

В зависимости от обстоятельств, жалоба может быть подана в различные инстанции. В том случае, когда нарушение касается необоснованного и стремительного повышения тарифов, гражданин имеет право обратиться в ФАС РФ. В свою очередь, уполномоченный сотрудник на основании поступившей жалобы назначает проведение соответствующей проверки.

Если спорная ситуация касается неисполнения коммунальщиками взятых на себя обязательств, то жалобу следует направлять в департамент жилищно-коммунального хозяйства конкретного региона.

В том случае, когда требуется восстановить права граждан и защитить их интересы, обращение необходимо направить в Роспотребнадзор.

Льготы по оплате ЖКХ

Отдельные группы граждан оплачивают услуги ЖКХ не в полной мере. Некоторые владельцы имеют право обратиться в соцзащиту и получить льготы на оплату ЖКХ.

Подобная мера соцподдержки полагается лицам, включенным в следующий список:

  • граждане, обладающие званиями «Герой СССР» и «Герой РФ», их родители, супруги, а также полные кавалеры орденов Славы и Героев Соцтруда;
  • лица, участвовавшие в ВОВ, инвалиды, а также близкие родственники таких граждан, не вступившие в новые брачные отношения и нетрудоспособные родственники инвалидов ВОВ;
  • участники боевых действий, приравненных к ВОВ, ветеранов, а также их близкие родственники и нетрудоспособные лица, находящиеся на иждивении;
  • члены семей военнослужащих и сотрудников ОВД, погибших при исполнении служебного долга или пропавших без вести;
  • люди, имеющие ограничения по здоровью или пенсионеры, подвергавшиеся политическим репрессиям – до 50% от начислений;
  • собственники жилья, ставшие почетными донорами СССР и РФ;
  • люди, трудившиеся в Ленинграде во время блокады и отмеченные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства, а также лица, которые получили ранение во время ВОВ, работники с ограничениями по здоровью, лица, имеющие медаль «Жителю блокадного Ленинграда;
  • граждане, которые работали в Москве без перерыва с 22.07.1941 по 25.01.1942 годы, и были награждены медалью «За оборону Москвы»;
  • труженики тыла, несовершеннолетние, бывшие узниками концлагерей;
  • участники операции по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • семьи с детьми, не достигшими совершеннолетнего возраста, имеющими ограничения по здоровью;
  • многодетные и малоимущие семьи – порядка 50% от суммы платежа;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • граждане, с которыми проживает больше трех иждивенцев;
  • старшие по дому и работники общедомового комитета.

Задолженность по оплате ЖКХ

Несмотря на то, что внесение оплаты за пользование жильем и коммунальными услугами является обязанностью собственников имущества, у граждан достаточно часто образуется задолженность, которая начинает стремительно расти. Чтобы предотвратить возникновение проблем в будущем, собственник квартиры может воспользоваться различными вариантами и узнать размер задолженности по оплате ЖКХ.

На самом деле узнать о наличии или отсутствии долга не сложно. Прежде всего, задолженность ЖКХ и ее размер указывается в квитанциях на оплату, которые предоставляются ежемесячно обслуживающими компаниями.

Также, данные можно получить на электронных площадках в том случае, когда граждане производят оплату через интернет.

Допускается обращение в специальный центр, который занимается предоставлением специальной информации. К примеру, в Москве таковым является Центр координации ГУИС. Чтобы получить необходимые сведения, достаточно заполнить всю информацию о своей жилплощади и указать количество проживающих граждан.

В том случае, когда владелец жилья пренебрегает своими прямыми обязанностями по внесению оплаты, к нему могут быть применены следующие меры:

  • на общую сумму задолженности начисляется пеня, согласно условиям, прописанным в договоре на обслуживание;
  • осуществляется частичное или полное ограничение по использованию поставляемых энергоресурсов, в частности, производятся отключения воды и света по установленному графику или данные системы полностью изолируются и опечатываются;
  • управляющая компания может обратиться в суд и взыскать всю сумму задолженности с собственника жилища;
  • самой радикальной мерой является выселение человека из его жилища, что производится только по решению суда. Основанием для этого служит длительная неоплата коммунальных платежей и отсутствие желания погасить имеющуюся задолженность.

Разделение счетов ЖКХ в приватизированной квартире

Собственники приватизированного жилья имеют право обратиться в обслуживающую компанию и произвести разделение лицевых счетов по оплате услуг ЖКХ.

Разделение счетов ЖКХ может быть произведено по согласию всех владельцев жилплощади и без наличия такового. В случае договоренности между собственниками на начальной стадии проведения мероприятия производится перевод имущества в долевую собственность, и каждый гражданин получает свидетельство о владении своей долей квартиры, с указанием ее размеров. После этого граждане обращаются в управляющую компанию, где и производят раздел счетов. Со следующего месяца каждый из пользователей начинает получать отдельную квитанцию по своему лицевому счету.

В случае отсутствия согласия со стороны всех собственников квартиры, гражданин, желающий произвести разделение, обращается в судебную инстанцию сначала с иском о выделении своей доли, а затем о порядке пользования имуществом, то есть определения отдельного лицевого счета.

Заключение

В завершение можно сделать несколько выводов:

  1. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой службу, которая обеспечивает граждан необходимыми энергоресурсами и оказывает коммунальные услуги.
  2. За каждую услугу или потребленное благо взимается плата, согласно установленными тарифам и использованным объемам.
  3. Некоторые группы граждан могут получить скидки на услуги ЖКХ в виде льгот.
  4. Оплата производится на основании предоставленной квитанции.
  5. В том случае, если обслуживающая компания допустила нарушение при расчете или другим образом нарушила права пользователя, то гражданин вправе подать жалобу в соответствующее ведомство, в зависимости от обстоятельств.
  6. При необходимости собственники приватизированной квартиры могут выполнить разделение счетов.

Остались вопросы? Задайте их профессиональным юристам прямо сейчас!

Получите консультацию по телефонам горячих линий:

  • Москва и МО:

    +7 499 938 42 18

  • Санкт-Петербург и ЛО:

    +7 812 425 13 98

  • Вся Россия:

    +7 800 350 14 83

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.