Расписка о получении денег
3059Содержание статьи:
Денежные взаимоотношения между лицами являются одними из наиболее сложных и требующих особого документального оформления передачи средств. Это в особенности касается крупных покупок, таких как приобретение квартиры. Подтверждением является расписка в получении денег за квартиру.
Написание расписки о передаче денег
Расписка при получении денег при покупке квартиры является сопровождающим документом при основном договоре купли-продажи, но имеет собственные специализированные задачи и функции:
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
- Удостоверяет факт уплаты покупателем продавцу денег в определенной сумме;
- Снижает риск мошенничества со стороны участников сделки;
- Является подтверждением факта передачи денежных средств, которое может быть принято судом в случае конфликта между сторонами.
Если ли необходимость в написании подобной бумаги? Однозначно да, юристы рекомендуют оформлять в виде расписок передачу даже малых сумм денежных средств. При покупке квартиры и даже при задатке, который уплачивается в качестве подтверждения желания приобрести недвижимости, стороны имеют дело с достаточно крупными суммами. Факт их передачи от одной стороны сделки к другой обязательно должен быть удостоверен написанием расписки.
Существование такого документа оговаривает также Гражданский кодекс и регламентирует его написание лицом, которое получает средства, по требованию стороны, уплатившей сумму. Никаких законодательных норм к данному документу не существует, но в юридической практике выработались особые правила к составлению этой бумаги.
Текст и содержание расписки
Форма расписки в получении денег за квартиру законодательно не утверждена и может быть составлена в свободной форме. Типовая расписка обязательно содержит следующие пункты:
- Название бумаги – расписка о получении денежных средств;
-
Сведения о сторонах передачи денег. Указывается основная информация:
- ФИО без сокращений;
- Дата и место рождения;
- Паспортные данные (серия и номер; название отделения, выдавшего документ и дату его выдачи);
- Место регистрации и проживания, если последнее не совпадает с регистрацией.
- Сведения о полученной денежной сумме. Данные прописываются в виде цифр и прописью;
- Указание о том, какие обязательства покрывает переданная сумма. В случае покупки недвижимости это может быть задаток, аванс, основная сумма платежа по договору купли-продажи;
- Желательно указать объект сделки по приобретению недвижимости:
- Адрес квартиры;
- Основные сведения о ней (количество квадратных метров и комнат).
- Дата и место передачи средств;
- Подписи сторон.
Это наиболее распространенный образец составления документа, который может использоваться в быту при любой уплате денег по различным обстоятельствам. В ряде случаев расписка может быть дополнена данными о присутствовавших при уплате денежной суммы свидетелей. Указываются их персональные данные и ставятся подписи.
Оформление расписки
Текст расписки в получении денег за квартиру рекомендуется полностью писать от руки получателю средств. Это связано с возможностью в случае спорных ситуаций провести почерковедческую экспертизу и в действительности установить автора бумаги. В случае, когда документ составляется в печатном виде и стороны прикладывают к нему свою руку только при проставлении подписей, это в большинстве случаев не дает возможности установить авторство документа.
В сети можно встретить большое количество бланков, в которых в печатном виде представлены только основные моменты договора. Большую часть получателю суммы необходимо заполнить от руки. Использование таких заготовок целесообразно, так как в результате имеет достаточное количество рукописного текста. Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец расписки при продаже квартиры].
Может ли бумага быть составлена в электронном виде? Может, если стороны договоренности:
- Имеют электронные подписи;
- Являются юридическими лицами с электронными подписями и печатями.
Есть ли определенные требования к числу составляемых документов? Расписка пишется в двух экземплярах по одному для каждой из сторон.
Нуждается ли расписка в заверении у нотариуса? Законодательство этого не требует. Следует понимать, что заверенная бумага является более серьезным документом, так как:
- Нотариус регистрирует не только сам текст документа, исправляя в нем возможные ошибки и неточности в составлении;
- Нотариус присутствует при самом факте передачи денег и, заверяя бумагу, становится свидетелем сделки.
Оформление расписки на получение денег за квартиру в случае, когда хотя бы одна из сторон юридическое лицо, имеет особенности. Документ должен иметь:
- Данные и подтверждения полномочий руководителя организации и его подпись;
- Печать учреждения.
Юристы не рекомендуют осуществлять в отношении юридических лиц передачу денег в наличной форме. Лучше отправить деньги переводом или внести в кассу учреждения. В этом случае факт передачи средств будет подтвержден приходным ордером или чеком. Это более надежное доказательство уплаты денег, так как передача средств руководителю организации лично в руки требует точного удостоверения того, что является полномочным представителем организации.
Необходимые документы
Какие документы потребуются сторонам при составлении расписки:
- В первую очередь это паспорта сторон. Рекомендуется составлять бумагу при наличии подлинника документа или его заверенной копии. При проставлении подписей не будет лишним удостовериться, что подписи соответствуют тем образцам, которые есть в свидетельстве личности;
- Если расписка пишется о получении средств при приобретении квартиры, то необходимо указать в ней сведения о заключенном договоре купли-продажи.
По сути, расписка есть сопровождающий документ к договору купли-продажи и свидетельствует о том, что ранее заключенная договоренность об уплате определенной суммы в качестве аванса, задатка или полной оплаты недвижимости выполнена со стороны покупателя и принята продавцом.
Пример по оформлению расписки
Светлана продает свою двухкомнатную квартиру Александру. Между собой молодые люди совершили договор купли-продажи с указанием того, что платеж делится на две части:
- 400 тысяч рублей уплачиваются в срок до 1 июня и служат авансом;
- Оставшаяся сумма в размере 1 млн 200 тысяч рублей уплачивается до 1 сентября, после чего стороны обращаются в Регистрационную палату для передачи прав собственности.
В момент передачи 400 000 рублей Светлана пишет расписку о получении денег, которую по настоянию Александра заверяет нотариус.
После передачи первой суммы Александр узнает, что его жена серьезно больна, и ей требуется срочная платная операция. Мужчина обращается к продавцу квартиры с просьбой расторгнуть договор покупки и вернуть ему аванс по причине непредвиденных срочных трат. Женщина отказывает расторгать сделку и возвращать средства, о чем оповещает Александра письменно.
Мужчина составляет исковое заявление в суд о расторжении договора в судебном порядке. Суд рассматривает дело и, приняв во внимание стоимость срочного лечения супруги истца, выносит решение о расторжении сделки и возвращению авансового платежа. О его сумме и получении свидетельствует заверенная расписка, составленная сторонами ранее.
Светлана возвращает сумму Александру, о чем он также пишет ответную расписку с указанием того, что стороны более не имеют друг к другу претензий.
Заключение
- Уплата денежных средств при покупке квартиры должна быть документально подтверждена. Для этого служит расписка.
- Правильная расписка содержит информацию об участниках, сумме переданных денег, указание даты составления и подписи сторон.
- Документ рекомендуется составлять от руки и в двух экземплярах. При желании он может быть удостоверен нотариусом.
- Для составления бумаги потребуются документы личности сторон и договор, по которому уплачиваются средства.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по расписке при получении денег
Вопрос: Покупаем квартиру. Все дела от собственника ведет человек по доверенности. Договор купли-продажи заключили и сейчас должны уплатить аванс по нему. Собственник за деньгами сам не приедет (он живет в другом городе), то есть деньги мы передадим тоже по доверенности. Кто должен получить деньги и написать нам расписку?
Ответ: Рекомендуем Вам внимательно ознакомиться с доверенностью, которая выдана лицу, продающему Вам квартиру. В ней обозначены его полномочия, например: составление договора, прием денежных средств, регистрация прав собственности. Если полномочия получать денежные средства имеется, то сумма может быть уплачена лицу по доверенности.
Важно составить расписку и в ней желательно указать, что получатель денег действует по доверенности собственника жилого помещения. Рекомендуем указать личные данные Вас, посредника, владельца квартиры, данные о доверенности. Это обезопасит Вас в ситуации, если между посредником и владельцем недвижимости возникнут какие-то спорные моменты.
Образцы заявлений и бланков
Вам понадобятся следующие образцы документов:
Вам будут полезны следующие статьи
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!